Боевые дороги Михаила Юрченко

Отзвуки залпов победного салюта сорок пятого года и сегодня трогают наши сердца. О тех годах народного подвига снято множество фильмов, написано тысячи книг. Мы узнаем о них по старым фотографиям, воспоминаниям тех, кому посчастливилось дожить до Победы.

Достойное место среди документальных богатств фондов личного происхождения Центра документации новейшей истории занимают документы участника войны, почетного гражданина г.Семипалатинска Михаила Александровича Юрченко. Его воспоминания о Великой Отечественной войне – красноречивое свидетельство беззаветной преданности Родине:

«…4 марта 1942 года мне исполнилось 17 лет. В первых числах июня я добровольно ушел в Красную Армию, и сразу был направлен в Тамбовское военно-пехотное училище. После окончания ускоренного курса, получив специальность минометчика, в числе других курсантов был отправлен в 13-ю мотомеханизированную бригаду 4-го Гвардейского механизированного корпуса. Так началась для меня Великая Отечественная война.

 По прибытию на место меня назначили командиром стрелкового взвода. Наш корпус участвовал в боях под Сталинградом, в районе станции Цимлянская Романовка. В первой же наступательной операции наш корпус показал свою боевую мощь и был признан одним из лучших соединений Красной Армии. В январе 1943 года нашему 4-му Гвардейскому корпусу было присвоено почетное звание  - Сталинградский.

После разгрома немцев под Сталинградом наше соединение перешло в ведение Южного фронта. Наша часть вела бои в районе реки Миус, протекающей по территории Украины и России, и впадающей в Азовское море. Река была неширокая, но форсировать ее пришлось несколько раз, и всякий раз с большими потерями личного состава.         В июне 1943 года шли ожесточенные бои в районе ст.Зверево Ростовской области, где приходилось несколько раз в день отбивать по несколько атак немцев. На этом участке у противника было превосходство в авиации, и мы от этого несли большие потери.

Перед началом битвы на Курской дуге наш корпус на юге этого сражения перешел в наступление. Мы прорвали оборону немцев, продвинулись в глубину на 8 километров, но вынуждены были отступить. После этого корпус наступал через Ростовские земли на Украину. Продвигались медленно, но упорно. В районе г.Горловка Донецкой области противник оказал тяжелое сопротивление. Я командовал стрелковым взводом. В одном из боев немцы ввели на наш участок более 15 танков. К концу дня, а это было 26 августа 1943 года, в роте из шести офицеров я остался один. Мне передали приказ захватить на нейтральной полосе подбитый немецкий танк, в котором укрылись немецкие автоматчики. Уничтожив немцев, мы продолжали отбиваться от наступающего противника. В этом бою я был тяжело ранен.

Пройдя лечение в госпитале г.Ессентуки, 24 октября 1943 года я был направлен в 63-ю Таманскую танковую бригаду. Бригада готовилась к форсированию Керчинского пролива. Я был назначен командиром минометного взвода. 4 ноября началось наступление на Крымский полуостров юго-восточнее г.Керчь. Форсировать пролив шириной 4,5 километра пришлось под сплошной дымовой завесой. Не доходя до берега метров 25-30, наша баржа, пробитая снарядом, начала тонуть. Баржа перевозила бойцов нашей роты и большое количество боеприпасов. Спастись удалось лишь половине бойцов. Мне с трудом удалось выбраться на берег. Несмотря на большие потери, мы продолжали наступать, освободили Аджимушкайские катакомбы, в которых временно разместили раненых. 

Под Керчью мы воевали до апреля 1944 года. В апреле мы прорвали линию обороны, освободили Керчь, Карасу, Феодосию и подошли к Севастополю. Освободить город даже двум фронтам – 4-му Украинскому и Северо-Кавказскому с первого раза не удалось. Шли кровопролитные наступательные бои. Вражеская авиация свирепствовала. 21 апреля в одном из боев я был тяжело ранен в голову осколком снаряда, разорвавшегося на бруствере минометного окопа. Я был отправлен в госпиталь г.Бахчисарай. не долечившись, в халате и нательном белье, сбежал в свою часть. После освобождения Крыма меня направили в 302 Гвардейский стрелковый полк

9-й Гвардейской Армии, который направлялся к Будапешту. Мы должны были освободить столицу Австрии – Вену, но тяжелые бои у озера Балатон, юго-западнее Будапешта, более чем на 20 дней задержали наступление армии. После освобождения Австрии мы стали готовиться к наступлению на Чехословакию. 12 мая 1945 года мы вошли на территорию Чехословакии. Так закончилась для меня Великая Отечественная война».

М.А.Юрченко участвовал в боях Великой Отечественной войны с 1942 по 1945 год. Был дважды тяжело ранен. За боевые заслуги награжден двумя орденами Красной звезды, орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями «За боевые заслуги», «За особые заслуги» и другими.

Трудовая деятельность Михаила Александровича в послевоенный период отмечена медалями «За доблестный труд», «За освоение целины», «Ветеран труда», двумя почетными грамотами Верховного Совета Казахской ССР. Он внес достойную лепту в развитие Семипалатинского региона: работал секретарем партийного комитета мясоконсервного комбината им.М.А.Калинина, заместителем председателя исполкома Семипалатинского городского совета народных депутатов, начальником областного управления торговли, начальником областного оптово-розничного объединения «Спорттовары».

image-897-1350.jpg

 

Сегодня мы вспоминаем о тех, кого уже с нами нет, но их подвиги живы и поныне. Мы не вправе забывать их, отстоявших свободу и независимость народов. Вечная память погибшим в той войне и глубокий поклон выжившим.

 

Наталья Яковлева,

архивист КГУ «Центр документации новейшей истории»